Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 03.01.08 13:25. Заголовок: "Вузовская наука" и учебная нагрузка
На одном преподавательском форуме коллега высказался так: "для меня и большинства моих коллег, преподавание - всего лишь неизбежное зло. Плата за возможность заниматься наукой в ВУЗе." Я, сопсна, сейчас не о преподавании и не о том, "зло" оно или не очень, а о возможностях так называемой "вузовской науки". "возможность заниматься наукой в ВУЗе..." Ох-хо-хо… Знаете, дорогие коллеги, может быть, у вас дело обстоит иначе, а у нас доцент имеет аудиторную нагрузку под 800 часов в год, профессор - около 600. Мой добрый знакомый уехал во Францию, работает профессором и читает 1 (одну!) лекцию в неделю. Вот у него есть время и возможность всерьёз заниматься наукой. А в тех наших нескольких вузах, что я повидал, редко кто ведет научную работу, да и трудно осуждать за это преподавателей - при такой-то нагрузке. Разумеется, это я не об убежденных халтурщиках и жуликах говорю, каковых немало в том же древнейшем-цывильнейше-первейшем; я - о нормальных работягах-преподах. Сам вот до сих пор активно эксплуатирую запасы эмпирического материла, собранного, преимущественно, в довузовскую пору моей жизни. А в вузе, полагаю, не сумел бы написать не только докторскую, но, наверно, и мало-мальски приличную кандидатскую... А вы что думаете? Возможно ли реальная научная работа при такой нагрузке? Как это получается у вас?
| |
|
Ответов - 22
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 03.01.08 15:52. Заголовок: Я, по-моему, всеми р..
Я, по-моему, всеми радостями жизни пожертвовал уже :( - и не знаю, во что удастся оформить затеянное. Занимаюсь тем, что жгу мосты - говорю всем друзьям и знакомым, что пишу докторскую - и вправду что-то пишется... больше похожее на учебник, правда. Сейчас всё моё семейство уехало на каток - а я в интернете выискиваю литературные ссылки. Так что каникул, видимо, не будет - и это без учета ЭУМов. Чтобы экспериментальную работу вести - тоже систему "сожженных мостов" изобрел - взял студентов на соответствующие темы. Теперь попробуй не поработай! :)
| |
|
|
Отправлено: 03.01.08 16:12. Заголовок: Уж Вам доктором стат..
Уж Вам доктором стать обязательно надо, эта пральна. И вполне адекватно будет. Всё хочу Вас спросить и забываю, а получается ли при использовании студентов наладить дело и затем пустить его на самотёк? У меня это всегда плохо выходило, частенько надо было всё контролировать, да так, что в итоге проще и куда быстрее было бы самому всё сделать.
| |
|
|
Отправлено: 03.01.08 16:15. Заголовок: Друзья, ничего что я..
Друзья, ничего что я в вашу академическую беседу встряну? Могу поделиться опытом как у нас, практиков, само(-до-)образование поставлено. Примерно раз в месяц в фирме проводятся тематические краткосрочные (на 2-3 часа) "курсы повышения квалификации". Заранее, месяца за два-три, объявляется дата и ответственное лицо такого открытого семинара. Темой может быть любой теоретический/ практический вопрос, поднятый сотрудниками, столкнувшимся с ним на практике или в теоретической литературе: например, схема какого-либо расчёта, освежение в памяти общих физических и экологических (да и других -их) процессов... Ответственный за мероприятие чешет в затылке (для начала), штудирует литературу, готовит материал и делает докладец перед коллегами, после которого, как знах успешного доклада, разгораются прЭния... В общем, честно скажу, даже какие-то общеобразовательные темы, порой не касающиеся моей личной проф.ориентации, выслушиваю с большим интересом, поскольку за будничной рутиной и производственной суетой частенько скатываешься на уровень "пришёл, состряпал и забил". Да и порой действительно очень полезные вещи освежаешь в памяти.
| |
|
|
Отправлено: 03.01.08 16:28. Заголовок: Ром, нучоты как нира..
Ром, нучоты как нирадной спрашиваисся. Очень хорошая практика. В советских институтах (в исследовательских - вот не знаю, как в вузах) была такая же система научных семинаров (не путаем с "философскими" семинарами про марксизЬму, которые вели всякие прощелыги для силком согнанных сотрудников, я обычно туда работу брал и отключался от бредней). Обычно на научных семинарах добровольцы выступали, заранее заявившиеся с темой (а у вас как? назначают? некий образовательный план существует?). Правда, у нас это бывало в основном с понятным креном в область исследований доклаччега. Типа ознакомления с областью своих исследований, итогами, перспективами. Самое ценное тут было - получить критические замечания от коллег, эффект "свежего глаза". Сейчас мы вяло собираемся это дело потихоньку возродить, вот PVO хочет давно поделиться с коллегами своими соображениями по теоретическим аспектам межвидовых взаимоотношений, да и я бы мог рассказать о своих делах, не все их себе представляют на кафедре. И другие бы наверняка могли выступить. Но у всех такая загрузка, что теоретически - все "за", а практически - как-то все всё время заняты...
| |
|
|
Отправлено: 03.01.08 16:34. Заголовок: С "самотеком"..
С "самотеком" получается плохо. Сейчас спасает то, что в этих студентах заинтереован коллега в Сеченовском, которому надо отчитываться в рамках гранта РФФИ. Так что иногда они ездят работать прямо к нему, без меня. А "самотек" - я никогда не забуду надерганные куски чужих статей, которые попытались представить мне мои "дипломанты", и то, как я, по сути дела, писал за них то, что было надо. Правда, опять сработал полезный для меня эффект мобилизации. Но это для меня - а они-то, студенты, почти, видимо, ничего для себя из работы и не вынесли. Так что больше такого делать не буду - чтобы липовых "специалистов" не плодить.
| |
|
|
Отправлено: 03.01.08 16:39. Заголовок: PVO пишет: больше т..
PVO пишет: цитата: | больше такого делать не буду - чтобы липовых "специалистов" не плодить. |
|
Подписываюсь. Я уже слепил в цЫвильнейшем таким макаром пару монстров. Низзя - и по моральным соображения, и по сугубо практическим: последствия - невероятно омерзительны.
| |
|
|
Отправлено: 05.01.08 21:40. Заголовок: http://i005.radikal...
Некоторые последствия написания дипломов и диссертаций за своих студентов и аспирантов
| |
|
|
Отправлено: 11.01.08 16:03. Заголовок: Как вы понимаете, я ..
Как вы понимаете, я новичок и не только на вашем форуме, но и вообще, поэтому не все ясно. Конечно, обсуждаемая тема, затрагивает за живое, любого адекватного преподавателя, НО каков эффект обсуждения? Соль на раны?
| |
|
|
Отправлено: 11.01.08 16:52. Заголовок: Рады новому форумчан..
Рады новому форумчанину! Ну, вот мне лично было бы интересно узнать, как коллеги справляются с этой ситуацией, обменяться найденными способами её разрешения, потому и спросил
| |
|
|
Отправлено: 11.01.08 17:42. Заголовок: Главное, чтобы и в д..
Главное, чтобы и в дальнейшем были рады. А относительно способов решения: это напоминает одну недавнюю передачу на ТВ, где учили как с помощью веревки и мыла можно завести машину, которая заглохла. Наверно, действительно может помочь.
| |
|
|
Отправлено: 11.01.08 18:00. Заголовок: Интересно, почему уж..
Интересно, почему уже без красного пакета?
| |
|
|
|
Отправлено: 11.01.08 18:22. Заголовок: mamaSnork пишет: Гл..
mamaSnork пишет: цитата: | Главное, чтобы и в дальнейшем были рады. |
| Надеемся. ) цитата: | почему уже без красного пакета? |
|
Своеобразная система форумных званий сформировалась издавна, ещё в горном институте, где работали и/или учились все старейшие форумчане. Некоторые пояснения можно найти тут: http://shuiskyvf.borda.ru/?1-6-0-00000020-000-0-0-1186647187 Если этот юмор покажется, так сказать, странноватым - не обращайте внимания. В общем, традиция такая сложилась, долгая это история и не самая приятная. Насчет мыла и веревки - понятно... но есть же коллеги, и сейчас более или менее успешно ведущие научную работу в вузовских условиях, взаимополезно задействуя студентов, аспирантов. Хотелось бы послушать их советы, рассказы, мнения, ну и своими впечатлениями поделиться.
| |
|
|
Отправлено: 14.01.08 22:47. Заголовок: Что-то маловато, есл..
Что-то маловато, если не сказать вообще нет, позитивного опыта, за исключением незнакомого, но уважаемого PVO, уважаемого хотя бы за искренность и неравнодушное отношение. Действительно, во многих институтах с удовольствием привлекают студентов к исследованиям - всем хорошо. Но это подходит только, где есть дипломные работы по соответствующей дисциплине, т.е. не для всех актуально. И это с трудом можно рассматривать как "научную деятельность" преподавателя.
| |
|
|
Отправлено: 15.01.08 07:32. Заголовок: извините уважаемая п..
извините уважаемая профессура.в свое время у нас были всякие СНО и функционировали достаточно успешно.Даже на каф."папика" правда до "папика"
| |
|
|
Отправлено: 15.01.08 09:46. Заголовок: Это хорошо, когда ди..
О соотношении рабочих интересов студента и руководителя. Это хорошо, когда дипломная работа студента не зависит от научной деятельности препода-руководителя. Теоретически, так и должно быть. Но для этого нужно, чтобы студент пришел к будущему руководителю хотя бы с идеей оригинальной дипломной работы (а лучше - уже основательно начитавшись по этой теме). Когда мы учились в университете, часто так оно и было. Я, например, выбрал себе дипломного руководителя, у которого даже объёкт исследований был вообще иной (он изучал планктон, а меня интересовал бентос). Пришёл к нему, как он выразился, уже со своей "врождённой гидроэкологической идеей" (эмпирическая оценка элиминации бентоса). Помогал он мне организационно, некоторыми методологическими и методическими советами (как лучше поставить эксперимент, анализировать литературу, построить доклад, написать первую научную статью). А также, опять же по его собственному выражению, пытался сдерживать меня, "чтобы не надорвался". У однокурсников тоже были свои "задумки", далёкие от тематики дипломных руководителей, и работали они довольно самостоятельно. Короче говоря, руководитель не "водил за руку", а был скорее консультантом. Однако времена изменились. Из моей уже практики преподавания - знаю лишь единичные примеры таких студентов. У коллег - аналогично. Гораздо чаще студент просит тему и программу дипломной работы у потенциального руководителя. Естественно, что тему эту руководитель, скорее всего, предложит из области своих научных интересов, а то и просто подключит к своей работе, оформив её результаты совместными публикациями. О позитивном опыте. Я старался решать задачу так. Есть, скажем, грант. Работать по нему приглашаешь нескольких своих будущих дипломников. И летом везешь их в экспедицию, на полевые, сговорившись, что этот, например, год, всей командой собираем материал Иванову, в следующем году - работаем в интересах Сидорова и т.д. Вот тут можно несколько фотографий посмотреть: http://www.ecoindustry.ru/personal.php?login=Shuisky_VF&act=viewgallery&id=85. Если есть хоздоговорная тема, тема её конкретна, и обычно к ней "пристегиваешь" одного человека. В итоге какой-то эмпирический матераил обычно обеспечивать удавалось, да и работы получались вроде бы приличные (тут можно посмотреть некоторые студенческие дипломы-грамоты, за это полученные: http://shuisky-vf.narod.ru/diplomas.html ). Плохо же при этом то, что моя роль во всём этом часто была гораздо большей, чем следовало бы (похожие проблемы отмечает и PVO). А не вполне обеспеченный собственным трудом успех вредит душе. В итоге всё это не только иногда не шло на пользу студенту, но и, как я уже писал, пару раз вообще приводило к очень прискорбным последствиям. А насчет СНО - мне кажется, это лишь название. Всё равно ведь дело сводится к контакту с конкретным руководителем. Я вот что-то и не припомню, что ещё такого полезного дополнительно давало СНО? Разве что конференцию студенческую провести - так это же надо, чтобы у студента уже было, что на ней докладывать. Вот если бы оно могло экспедицию или приобретение оборудования финансировать... Или в горном это было тогда как-то иначе организовано?
| |
|
|
Отправлено: 15.01.08 14:43. Заголовок: Вороша свою память о..
Вороша свою память о студенческой научной деятельности и сопоставляя ту деятельность с уже мало-мальски сложившимся опытом и взглядом на жизнь вообще, я всё-таки больше согласен с Админом в том. что все старые СНО были в общем-то ширмой для "припахивания"наиболее прилежных и радивых студентов к той или иной теме, разрабатываемой более учёными мужами. Имхо, конечно...
| |
|
|
Отправлено: 16.01.08 06:30. Заголовок: смотря кто руководил..
смотря кто руководил,если Шелковников изволь выдавать идеи,если Парийский главное чтобы ходил и конспект был
| |
|
|
Отправлено: 16.01.08 09:42. Заголовок: А что, членам СНО и ..
А что, членам СНО и лекции какие-то особые читались, занятия с ними велись?
| |
|
|
Отправлено: 23.01.08 22:03. Заголовок: Не могу согласиться ..
Не могу согласиться с рассмотрением СНО как элемента "припахивания" студентов, хотя считаю, что научная студ. работа определяется личностью руководителя. Хорошо, когда на кафедре есть несколько преподавателей, которые руководят науч.работой студентов (не формально, а реально). Тогда эффективно и СНО, где студенты могут рассказать о своих результатах исследований, задать вопросы, обсудить и сравнить свои достижения. Но как любая качественная работа, она требует массу усилий и времени. Поэтому халявщики-преподаватели воспитывают халявщиков-студентов. И этому трудно противостоять. Работая со студентами 2 курса, я знаю, что они еще мало готовы к серьезной работе - слишком многому надо учиться. Поэтому приходится выбирать темы, которые реально выполнить качественно - пусть это и не заявка на Nobel Prize, пусть небольшой, но собственный результат. И тут сталкиваешься с тем, что другие докладывают 100% плагиат или исследования сомнительного качества.
| |
|
|
Отправлено: 23.01.08 22:59. Заголовок: А уж заочники - так ..
А уж заочники - так там реферативный диплом - сплошь и рядом. О курсовиках помолчим вообще - подавляющее большинство таких, воспринимается как само собой разумеющееся :(
| |
|
Ответов - 22
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|